Раздел «История». Ла-9
![]() Самолёт Ла-7, предшественник «героя» данного материала, был одним из лучших советских истребителей Великой Отечественной войны. Этот моноплан смешанной конструкции развивал скорость на высоте 6100 метров до 655 км/ч, имел практическую дальность 635 километров и был вооружён, в зависимости от модификации, двумя или тремя 20-мм авиационными пушками. Ла-7 мог успешно сражаться на малых и средних высотах с любым отечественным или зарубежным поршневым истребителем. Но Лавочкин не собирался останавливаться на достигнутом и продолжал работу над совершенствованием своей крылатой боевой машины. Одним из важнейших аспектов дальнейшего развития семейства истребителей «Ла» стал переход к цельнометаллической конструкции. Дерево в советских боевых самолётах 40-х годов применялось широко, однако только потому, что страна испытывала дефицит алюминия и легированных сплавов. Но даже дельта-древесина, практически не уступавшая дюралюминию по своим эксплуатационным характеристикам, была существенно тяжелее его. А для быстрого и маневренного самолёта, каким должен быть истребитель, лишняя масса — очень серьезная проблема. ![]() В опытном истребителе проекта «120», испытания которого начались в январе 1945 года, количество металлических элементов существенно увеличилось, что позволило снизить массу планёра почти на 150 кг. Самолёт «120» пытались оснастить новым двигателем конструктора Швецова АШ-83. Этот мотор незначительно превосходил по мощности АШ-82ФН, которым оснащались серийные Ла-7, однако по совокупности факторов его применение должно было оказать существенное позитивное влияние на лётные характеристики нового самолёта. Так и получилось: на лётных испытаниях истребитель проекта «120» развил скорость 735 км/ч, причём без использования боевого режима. Но вот надёжность АШ-83 была на данном этапе чрезвычайно низкой: за время испытаний пришлось сменить пять моторов. Видимо, поэтому дальнейшие работы по доводке этого двигателя были остановлены, как и проект «120». В апреле 1946 года завершились испытания истребителя «126», ставшего прямым развитием проекта «120». Изначально этот самолёт также создавался под мотор АШ-83, однако из-за прекращения его производства истребитель «126» оснастили проверенным серийным двигателем АШ-82ФН. С ним прототип не показал серьёзного превосходства в лётных характеристиках над обычным Ла-7. А вот схема вооружения, предложенная конструкторами, была признана удачной: истребитель проекта «126» оснащался четырьмя синхронными авиационными пушками Нудельмана-Суранова (НС-23С) калибра 23 мм. По сравнению с Ла-7 секундный залп самолёта проекта «126» стал «тяжелее» на 3 кг. Самолёты «120» и «126» остались только прототипами, но в процессе работы над ними КБ Лавочкина накопило некоторое количество технических решений, пригодившихся при создании Ла-9. ![]() «Отцом» Ла-9 был цельнометаллический истребитель проекта «130». Как и его предшественники, он создавался под мотор АШ-83 и точно так же в итоге был оснащён двигателем АШ-82ФН. Первый экземпляр машины был построен на заводе №21 в г. Горький (сейчас — Нижний Новгород) в январе 1946 года. Заводские испытания самолёта завершились в мае того же года, после чего машина была передана для государственных испытаний в НИИ ВВС. Несмотря на рабочее название «цельнометаллический Ла-7», новый самолёт имел мало общего с серийной «семёркой». Как следует из названия, его конструкция была полностью выполнена из металла, что существенно уменьшило массу планёра. Было разработано новое крыло однолонжеронного типа с законцовками почти прямоугольной формы. Ламинарный профиль крыла обеспечивал снижение лобового сопротивления. Предкрылки отсутствовали. Фюзеляж истребителя «130» был короче и уже, чем у Ла-7. Он собирался из трёх частей: передней фермы-лафета, средней части, в которой располагалась пилотская кабина, и задней, представлявшей собой монокок. Одобрение лётчиков получила кабина, которая не только была просторней, чем у Ла-7, но также закрывалась фонарём с меньшим числом переплётов, — обзор из неё был значительно лучше. Благодаря тому, что самолёт получился менее тяжёлым, конструкторы смогли установить на него большее количество топливных баков. Это увеличило радиус действия машины. Первые испытательные полёты на базе НИИ ВВС выявили ряд серьёзных дефектов системы управления истребителем. После устранения недоработок испытания возобновились и продолжались до 10 октября 1946 года. Их окончательный результат был признан положительным. Интересно, что именно НИИ ВВС помогло довести до нормы усилие на ручку управления самолётом. Кроме того, по инициативе НИИ было произведено заострение носика профиля центроплана, улучшившее штопорные свойства машины. ![]() Вооружение истребителя «130» состояло из четырёх синхронизированных пушек НС-23С с пневмоэлектрическим управлением стрельбой, позволявшим вести огонь не только всеми четырьмя орудиями одновременно, но также и раздельно верхней и нижней парами пушек. Для фиксации результатов боя на истребитель устанавливался фотопулемёт. Серийное производства Ла-9 началось в середине 1946 года в Горьком — ещё до того, как был подписан акт о государственных испытаниях. Первые четыре машины, построенные в августе, не были приняты военными из-за отсутствия утверждённого эталона. На момент начала выпуска, как уже говорилось, Ла-9 имел большое количество недостатков. Чтобы не затягивать их устранение, проблемы были разбиты на группы по степени важности и исправлялись последовательно. Из-за этого даже те машины, которые уже сошли с конвейера, позже подвергались доработкам. Совершенствование Ла-9 продолжалось вплоть до конца декабря 1946 года. Всего в 1946 году было построено 15 экземпляров данного истребителя. А полномасштабное его производство началось в 1947 году: вначале — в Горьком, а затем в Улан-Удэ. В середине 1947 года в конструкцию самолёта был внесён ряд незначительных изменений. А вот в 1948 году «правок» стало гораздо больше — почти 200. Часть усовершенствований впоследствии находила массовое применение, часть использовалась только на отдельных истребителях. Один из Ла-9, например, был оснащён автоматом переключения скоростей нагнетателя, который стал массово применяться только на Ла-11. Было выпущено 1882 экземпляра Ла-9, включая учебно-тренировочные двухместные варианты. Самолёт состоял на вооружении советских ВВС, а также воздушных сил Китая и Северной Кореи. На вооружении СССР машина состояла до 1952 года.
|
Всего комментариев: 0 | |